Чиним кресло
Стульям и креслам достается в быту больше всего. Особенно если в доме дети. Кто из ребят откажет себе в удовольствии (когда отвернутся родители) покачаться на стуле, попрыгать на кресле. И вот, пожалуйста, еще совсем новый стул захромал, кресло расшаталось... Что делать? Брать в руки инструменты и ремонтировать «травмированную» мебель. Мелкий ремонт, или, как говорят мастера-мебельщики, реставрация расшатавшегося стула,— вещь несложная и под силу каждому, кто умеет держать молоток.
Сначала о наиболее характерном. Начнем со стула. Расшатавшиеся или выпавшие из гнезда ножки неопытные умельцы обычно вклеивают на место. Такая операция поможет, но ненадолго. Через месяц-другой ножки опять расшатаются. Лучше по-другому.
Прежде всего внимательно осмотрите дефект. Если ножка лишь выпала из гнезда, но осталась невредимой, надо вклеить ее на место, а потом укрепить деревянным нагелем (стержнем). Аккуратно, сверлом диаметром 5—6 мм в том месте, где ножка соединяется с сиденьем или спинкой, просверлите отверстие. Из прочного дерева — березы, бука и т. д.— выстругайте нагель, примерьте его, но пока не забивайте. Разберите узел соединения, смажьте гнездо и поставьте ножку на место. Нагель и отверстие тоже смажьте клеем, а потом осторожно, через деревянную прокладку забейте нагель в ножку. Для надежности стяните узел струбциной и оставьте на денек-другой для просушки. Когда клей высохнет, отрежьте выступающий конец нагеля, а потом покройте его торец лаком — так он меньше будет бросаться в глаза.
Теперь о кресле. Как правило, быстрее всего выходит из строя сиденье. У многих современных кресел оно из поролона. Если он сильно поизносился (промялся, порвался), выход один — нужно менять, подкладки не помогут, будут выделяться под обшивкой. Покупайте в магазине толстый поролоновый матрац, выкраивайте сиденье, вскрывайте тканевую обшивку кресла и меняйте старый поролон на новый. Дело хлопотное, но по силам домашнему мастеру.
А как быть, если в кресле в качестве пружинящего элемента не поролон, а ремни? От нагрузок они со временем растягиваются, образуется «яма». Умелому мастеру не страшен и этот дефект. С чего начать?
Аккуратно, чтобы не порвать, отсоедините тканевую обшивку от сиденья, выньте поролоновую прокладку. Если даже ремни не порвались, все равно лучше заменить новыми: купите в магазине багажный парусиновый ремень и нарежьте из него необходимой длины заготовки, причем обязательно с припуском 8—10 см. Пользуясь старым расположением, закрепите ремни на рамке: с одной стороны окончательно, а с другой тоненькими гвоздиками. Теперь ремни нужно натянуть. Делается это так.
Натягивают ремни каждый в отдельности. К незакрепленному еще окончательно концу ремня прибейте небольшой деревянный брусок. Пользуясь им как рычагом, упираясь бруском в рамку, натяните ремень. Если есть помощник, попросите его подержать брусок, а сами двумя гвоздиками закрепите ремень на рамке. С этой операцией можно справиться и без помощника, но тогда нужна струбцина. Так закрепляют все ремни. Чтобы их концы не болтались (ведь вы вырезали парусиновые заготовки с запасом), укоротите их до 2—3 см, загните и прибейте к рамке сиденья. Проверьте, хорошо ли закреплены. Если все в порядке, положите на ремни поролоновую прокладку и обивайте сиденье обшивкой.
Ну а если сиденье стула или кресла изношено так, что реставрировать невозможно? Что, выбрасывать? Не торопитесь. Старый стул может пригодиться на даче, на худой конец, на лоджии. А сиденье можно сплести из обычного бельевого шнура. Освободите рамку сиденья от всех старых элементов. Должна остаться одна голая рамка. Смотайте бельевой шнур в клубок и крест-накрест, виток к витку оплетите им рамку. Чтобы шнур не сдвигался, по периметру рамки прибейте декоративную полоску дерматина или плотной ткани. Теперь покройте сиденье парусиной, дерматином или плотной тканью. Стул еще послужит...
По материалам Кутузовой В.В.