Делаем складной велосипед

 

Складным велосипедом сегодня никого не удивишь. Однако его габариты даже в сложенном виде велики, и хранить его дома, а тем более транспортировать в автобусе или трамвае не всегда удобно.

Велосипед после трансформации помещается в чемодане или сумке с габаритами 650x450x150 мм. В основу конструкции положены колеса-дутики от детского велосипеда или самоката с шинами, имеющими обозначение 250x56. В случае, если у вас окажутся другие колеса, придется внести изменения в конструкцию складного велосипеда.

РАМА велосипеда — хребтового типа, она согнута из трубы с внешним диаметром 40 мм и толщиной стенки 2—2,5 мм. Спереди рамы располагается шарнирно-стыковочный узел, состоящий из двух фигурных трехмиллиметровых стальных пластин. К раме пластины прикрепляются сваркой. Отверстия под шарнир и болт-фиксатор сверлятся в пластинах и разделываются после сварки. С противоположной стороны хребтовой трубы приваривается подшипниковый узел ведущей звездочки —корпус каретки. Делать его самому совсем не обязательно — подойдет каретка практически от любого велосипеда. Около каретки к раме приваривается фиксирующее устройство, с помощью которого задняя вилка надежно стыкуется с рамой. Замечу, что этот узел лучше всего монтировать «по месту» в процессе сборки велосипеда. Это позволит достичь того, что ответные части — и та, что на раме, и та, что на задней вилке, — четко совпадут при складывании велосипеда. Как это делается, я расскажу позже, когда пойдет речь о сборке двухколесной шины.

213 ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА по конструкции напоминает развернутую на 180' вилку мопеда. Она состоит из неподвижной и поворотной частей. Поворотная часть сварена из велосипедной рулевой колонки (отрезается от рамы старого велосипеда) и двух перьев, каждое из которых сварено из двух труб, телескопически входящих друг в друга. Внешний диаметр большей трубы — около 30 мм, толщина стенки — 2 мм, диаметр внутренней — около 20 мм, толщина стенки —2—2,5 мм.

Концы перьев расплющиваются, и в них засверливаются отверстия в соответствии с диаметром оси колеса, выбранного вами для велосипеда. Рулевая колонка сваривается с перьями при помощи двух мостиков — пластин из листа толщиной около 3 мм с просверленными в них отверстиями под колонку и перья. Неподвижная часть передней вилки — это стальная труба, внешний диаметр которой такой же, как у вваренной в поворотную часть вилки велосипедной рулевой колонки.

В последнюю вставлена и закреплена сваркой еще одна труба — такого диаметра, чтобы на нее надевались подшипники велосипедной рулевой колонки. На неподвижной части передней вилки закрепляется и узел поворота, относительно которого складывается передняя часть велосипеда, а также «ухо» под болт-фиксатор, удерживающий переднюю вилку в рабочем положении. На верхнем мостике передней вилки закрепляются два хомута, которыми крепятся полудуги руля,— их можно выгнуть самостоятельно из листовой стали или приобрести в магазинах, где продаются запчасти для мопедов и мотоциклов.

ЗАДНЯЯ ВИЛКА сварена из двух перьев — отрезков стальных труб диаметром 20—22 мм с толщиной стенки около 2,5 мм. В задней ее части ввариваются две фигурные стальные пластины толщиной 3 мм с продольным пазом — в них закрепляется заднее колесо велосипеда. Спереди привариваются два стальных кольца, совместно с кареткой выполняющих функцию шарнира. Правое и левое перья соединяются в единый сварной узел с помощью двух трубчатых поперечин. Замечу, что шарнирное соединение задней вилки и рамы — неразъемное. Выполнять его лучше так. Для начала подготавливаются правое и левое перья вилки — то есть к трубам привариваются кольца шарнира и фигурные пластины. Далее перья устанавливаются на каретку и временно соединяются с помощью деревянного бруска и стяжки из стальной проволоки. Тщательно проверьте функционирование шарнира — рама и задняя вилка должны легко поворачиваться друг относительно друга и не иметь больших люфтов. Далее к перьям подгоняются поперечины и прихватываются двумя-тремя сварочными точками. Сняв проволочную стяжку и удалив деревянный брусок, убедитесь в надежной работе шарнира и окончательно заварите стыки узла.

РУЛЬ велосипеда состоит из двух полудуг, закрепляемых двумя хомутами на верхнем мостике передней вилки. Для руля подойдут тонкостенные стальные трубы диаметром 22x1,5 мм. Сгибать их следует, предварительно набив песком и разогрев паяльной  лампой или в горне.

СЕДЛО обычное, велосипедное. Подседельная труба удлиненная, ее длина составляет около 400 мм. Фиксируется она в разрезной  трубе, к которой приварены два «уха» со сквозным отверстием диаметром 8 мм. Получается своего рода цанга, которая  затягивается болтом М8 с барашковой гайкой.

СБОРКА. Сначала закрепите на раме и задней вилке фиксирующее устройство. Оно состоит из двух ответных частей, соединяемых  при раскладывании велосипеда в рабочее положение двумя болтами и барашковыми гайками. Первая представляет собой две  сваренные в виде буквы Т стальные пластины толщиной 6 мм. Вторая — отрезок швеллера стального П-образ-ного профиля  толщиной стенки также около 6 мм. Фиксирующее устройство закрепляется на велосипеде, как уже упоминалось, «по месту». Для этого после изготовления его  ответных частей они соединяются болтами и подгоняются к раме и задней вилке, установленные в показанном на чертеже  положении. После этого фиксирующее устройство прихватывается к раме и задней вилке, проверяется его работоспособность, и  оно окончательно приваривается.

Для хранения или перевозки складного велосипеда понадобится чемодан с габаритами, как уже говорилось, 650x450x150 мм.  Если подобрать его не удастся, сумку таких размеров можно сшить самостоятельно — из искусственной кожи или брезента. Чтобы она держала форму, по периметру (на виде сбоку) вшивается стальная проволока диаметром 5 мм, а в верхнюю часть (под  ручку) — фанерная пластинка.

 

Складывание велосипеда производится следующим образом. Сперва отворачивается барашковая гайка с болта-фиксатора,  закрепляющего переднюю вилку в рабочем положении. Так же отсоединяются полудуги руля и снимается седло. Далее передняя вилка поворачивается по часовой стрелке до упора. После этого отворачиваются барашковые гайки центрального фиксирующего устройства, и поворачивается по часовой стрелке до упора задняя вилка. Седло отсоединяется от подседельной трубы. Педали выворачиваются и завинчиваются с внутренней стороны рычагов. Все детали и узлы велосипеда свободно размещаются в том же чемодане. Сборка и разборка велосипеда занимают не более десяти минут.

3. СЛАВЕЦ

По материалам Кутузовой В.В.

Также на сайте

Пресс для плодов Пресс для плодов С помощью такой соковыжималки можно всего за час переработать мешок яблок, получив сок хорошего качества.
Дачная мини-печь Дачная мини-печь Такая миниатюрная, многофункциональная и экономичная печка пригодится в походе, на пикнике, на охоте и рыбалке.
Кладем печь Кладем печь Для устройства печи необходимы кирпич, глиняный раствор и печные приборы: дверки, колосники, вьюшки, задвижки и т. д.
Как выращивать семена Как выращивать семена К какой группе растений ни относилось - к однолетним, двулетним или многолетним, для получения семян надо соблюдать следующие условия...
Садовые работы в апреле Садовые работы в апреле В апреле оживают кусты и деревья, и, к сожалению, оживают также вредители сада. Поэтому надо не терять время и отразить первый их "натиск", чтобы не остаться без урожая.
Выращиваем огурцы Выращиваем огурцы Огурцы очень требовательны температуре почвы и воздуха. Для нормального роста и развития растений нужна повышенная влажность и температура 20-25 градусов. В период цветения и плодоношения потребность в тепле возрастает.
Сосновая шишка предскажет погоду! Сосновая шишка предскажет погоду! Всем известно, что дерево, кожа, другие органические материалы — даже наши волосы чутко реагируют на любые изменения погодных условий.
Советы со всего света Советы со всего света Как выдавить тюбик до дна? И другие советы

ВИДЕО

(Для увеличения нажмите на кнопку "полный экран" в правом нижнем углу ролика)