Как составить проект кухни
Известно, что любые работы в квартире или комнате должны начинаться с проектирования. Само слово «проект» означает, в переводе с латинского «брошенный вперед». Иначе говоря, брошенная вперед мысль оградит вас от бесчисленных ссор и разочарований при покупке и расстановке несоразмерной с вашим интерьером мебели или при оклейке по случаю купленных обоев, которые начинают раздражать уже через неделю. Опыт показывает, что чем больше сил вложено в проект, тем меньше проблем возникает во время работ и после их окончания.
Знакомый практически всем и наиболее распространенный способ проектирования сводится к следующему. Вычерчивается планировка помещения (комнаты) в определенном масштабе (как правило, 1:25 или 1:20). В этом же масштабе вырезаются из бумаги элементы интерьера: тумбочки, шкафы, полки, кресла и т. д. Затем эти выкройки начинают перемещать по планировке в поисках удобного варианта. Такой прием имеет право на существование, но обладает рядом недостатков. Во-первых, на большой скорости перемещений и из-за чрезмерной упрощенности изображения предметов (квадраты и прямоугольники из бумаги) можно легко «проскочить» оптимальное решение, во-вторых, он не дает пространственного восприятия интерьера. Наконец, в-третьих, здесь трудно учесть такое важное понятие, как «мертвые зоны».
На чертежах представлен, может быть, более сложный, но и более эффективный способ проектирования.
Возьмем часто встречающуюся планировку кухни— рис. 1. (Нестандартность данной планировки — лишь в наличии соседствующей кладовки. Но это необходимо для иллюстрации вольного отношения ко всякого рода перегородкам). Кухню мы рассматриваем потому что, за исключением комнаты в коммунальной квартире, это самое сложное помещение, и именно кухней, на мой взгляд, нужно заниматься в первую очередь.
На рис. 2 дано решение, которое, к сожалению, приходится видеть в 99 случаях из 100. То есть кухонный блок располагается между плитой и мойкой, холодильник у входа, и стол со стульями у окна.
Теперь, для того чтобы понять ошибку, и необходимо ввести понятие «мертвая зона», «Мертвыми» можно назвать зоны, которые в силу тех или иных причин в конечном итоге создают дискомфорт в интерьере. Это: сквозные проходы от двери к двери (в смежных комнатах), от входной двери в комнату к балконной, зоны между шкафами и тумбочками — ведь дверцы их должны открываться, зоны около окон, около дверей. Одним словом, это то пространство, где нельзя что-то поставить, не создав при этом определенных неудобств.
В нашем примере на рис. 2 «мертвыми» являются: зона 1 — открывается входная дверь; зона 2 — прямое сообщение от кухонного блока к двери; зона 3 — вдоль всего кухонного блока; зона.4 — доступ к окну; зона 5 — открывается холодильник; зона 6 — отодвигаются стулья. Кроме того, есть четырехугольник внутренних перемещений хозяйки — между столом, холодильником, мойкой и плитой, который должен оставаться свободным.
Взглянув на такой чертеж, можно легко заметить, что практически вся площадь кухни занята зонами дискомфорта, находящимися к тому же в хаотической разбросанности. В этом случае никакая богатая отделка стен, пола, потолка и мебели не спасет данного интерьера.
Попробуем пересмотреть планировку. При этом нужно помнить, что секрет успеха — в максимальном наложении «мертвых» зон одна на другую, что сокращает их суммарную площадь, в попытке сокращения четырехугольника внутренних перемещений, в распределении этих зон вдоль стен и, если возможно, в расширении площади помещения.
Теперь рассмотрим рис. 3. Первое преимущество показанной здесь планировки заключается в том, что, перекрывая вход в кладовую и «прорубая» проем в нее со стороны кухни, мы увеличиваем общую площадь помещения. Во-вторых, располагая в образовавшейся нише кухонный блок, мы прячем в нее зону 3. Расположение кухонного блока углом ведет к сокращению площади той же зоны. В-третьих, происходит накладка зоны холодильника 5 на зону 3. В-четвертых, происходит частичная накладка транзитной зоны 2 на зону 3 и расположение зоны 2 вдоль короткой стены. В-пятых, четырехугольник внутренних перемещений накладывается на зоны 2, 3 и 5 и значительно сокращается в площади.
За счет появления угловой банкетки ликвидируются зоны 6, увеличиваются количество посадочных мест и их комфортность. Кроме этого, теперь столовая зона находится не напротив двери, что немаловажно.
К недостаткам нужно отнести тот факт, что оконная зона 4 наложилась на банкетку, что не так удобно сидеть спиной к окну и с этого крыла банкетки не очень удобно смотреть телевизор.
Я забыл еще об одном условии, которое желательно учитывать при проектировании,— это расположение окон по отношению к сторонам света. В конкретном случае моя ошибка привела к тому, что после обеда солнце бьет в экран телевизора и трудно что-либо разглядеть. К недостаткам на первый взгляд можно отнести и появление еще одной «мертвой» зоны — зоны 7, перед стенкой. Но, во-первых, она располагается вдоль стены и совпадает с проходом к окну, во-вторых дает весьма ощутимый дополнительный функциональный объем, в-третьих, мы получаем возможность поставить в кухне телевизор, что трудно было сделать в первом случае.
Все перечисленные выше недостатки (кроме последнего) и есть самые вполне приемлемые компромиссы, без которых невозможен практически ни один интерьер (проектирование и есть поиск компромиссов).
Итак, в результате мы получили планировку, в которой все «мертвые» зоны распределены по стенам, а «чистая» зона имеет компактную квадратную конфигурацию. Кроме этого, для обеспечения комфортного передвижения по кухне, обеденный стол и ближняя к двери секция стенки имеют усеченную форму. Возможностью самому задавать нужную форму мебели вовсе не следует пренебрегать, это помогает выходить из самых сложных ситуаций. Однако это возможно лишь в случае авторского изготовления всех элементов интерьера, к чему мы и призываем (тем более, что это сэкономит ваши деньги).
Подводя итоги, можно сказать, что в такой кухне обеспечены оптимальные условия для приготовления и приема пищи, вечернего oтдых. Можно принять 6—8 человек, смотреть телевизор и даже танцевать. Как правило, принципиально верных решений какого-либо интерьера существует одно-два, не больше, в зависимости от потребностей данной семьи. И если все nродумано до мелочей, то мебель можно делать стационарной и нужды не будет ее передвигать. Желание делать постоянные перестановки — результат ошибки в принципиальном решении интерьера. Если же вариант оптимален, желание сменить обстановку можно удовлетворить лишь заменой отделочных материалов.
По материалам Кутузовой В.В.