Работа с клетчатыми тканями
При изготовлении одежды из клетчатых тканей необходимо» учитывать рисунок ткани и величину клеток. Неумелое обращение с клетчатой тканью часто приводит к тому, что ткань красивая в куске, становится непривлекательной в изделии И, наоборот, не очень интересная в куске ткань при вдумчивом и умелом использовании ее в изделии преображается.
Прежде всего надо учесть, что строгость, геометричность рисунка клеток в какой-то мере ограничивает возможность применения клетчатой ткани. Модели, построенные на сложных асимметричных линиях, драпировках, для этого вида тканей совсем неприемлемы.
Клетчатая ткань может быть использована при оформлении верхней одежды, в том числе комплектов и ансамблей.
Ткани в мелкую и среднюю клетку могут быть использованы для пошива блуз, платьев, костюмов и пальто как для детей, так и для взрослых.
|
Пальто и платье можно шить из ткани в крупную клетку. Но при этом надо помнить, что в клетчатых тканях, помимо величины клеток, большую роль играет их расцветка. Ткань с одним тем же рисунком и размером клеток может быть в одних случаях (при одной расцветке полос или клеток) использована очень широко, а в других случаях (с иной расцветкой) — ограниченно. Ткань с крупным рисунком клетки и яркой расцветки "полнит" фигуру, такую ткань можно рекомендовать только для высоких и стройных женщин.
Ткани в крупную клетку не рекомендуются для изготовления детских изделий, так как крупная клетка зрительно нарушает пропорции детской фигуры.
Прежде чем выбрать фасон изделия и приступить к раскрою ткани, надо решить, в каком направлении (долевом, поперечном, косом, полукосом) лучше использовать рисунок ткани для данной фигуры и в каких комбинациях красивее всего сочетаются между собой клетки ткани по форме и цвету. Эти (вопросы трудно решить только при взгляде на ткань. Необходимо предварительно проверить, симметричен или несимметричен рисунок ткани; если он несимметричен, проверить характер [несимметричности (односторонний, „клетки-полосы", „клетки-прямоугольники").
Для того чтобы решить, какого фасона платье лучше сделать, рекомендуется набросить ткань на фигуру или манекен [при различных направлениях рисунка и посмотреть, при каком из них ткань выглядит привлекательнее.
Проверку ткани необходимо сделать также, если фасон платья заранее выбран по журналу, поскольку в рисунке модели не всегда ясно различимы характер рисунка клетки и искажение ее в местах стачивания вытачек. Кроме того, даже сравнительно небольшие различия в рисунках проверяемой ткани и ткани на модели журнала могут сильно повлиять на внешний вид одежды.
Одинаковое направление клетчатой ткани во всех деталях или частях одежды, особенно долевое, лишь при большом мастерстве может дать хорошие результаты, так как подогнать точно рисунок клетки на деталях одежды не всегда возможно. Но даже если это и удается достигнуть, то детали все же остаются незаметными, невыразительными, их форма и конструкция едва различимы. Однообразие в расположении рисунка во всем изделии придает ему монотонный, скучный вид.
Для изделий из клетчатых тканей типично сочетание рисунка долевого направления с косым, а иногда и с поперечным направлением в различных вариантах. Например, лиф может быть выкроен по долевому или поперечному направлению клеток ткани, а юбка или мелкие детали (карманы, манжеты, бейки, галстуки, хлястики) — по косому направлению. Кроме того применяется окантовка деталей тесьмой, бейкой. Детали становятся более выразительными.
Красивый внешний вид придает одежде из клетчатой ткани цельнокроеный рукав, который при раскрое ткани выкраивают месте с полочками и спинкой. В этом случае рисунок клетки а рукавах и лифе постепенно меняет направление с прямого на косое, что оживляет изделие.
При выборе фасона необходимо учитывать, что расход клетчатой ткани на изделие всегда будет больше, чем гладкокрашеной, причем тем больше, чем крупнее рисунок клеток. Ткани несимметричным рисунком клеток также требуется на изделие больше, чем ткани с симметричным рисунком (исключение составляет ткань с мелким рисунком клетки). Это вызывается необходимостью при раскрое ткани подгонять рисунок клеток на парных деталях и на швах.
Нельзя также забывать о том, что рисунок на набивной ткани может быть перекошен, т. е. не совпадать с нитями основы и утка (рис. 19) (в таких тканях, как ситец, фланель, саржа, гарус и др). При наличии перекоса рисунка ткани лучше использовать для самого несложного фасона, где перекосы рисунка будут незаметны. При раскрое нужно следить за правильным направлением нитей основы в выкроенных деталях, не обращая внимания на искривленные линии клеток.
Рис. 19. Образец набивной ткани с перекосом рисунка
Если в рисунке клетчатой ткани имеются резко выделяющиеся на общем фоне клетки с большим раппортом, то при раскрое деталей нужно следить за тем, чтобы раппорт не был нарушен по низу юбки, жакета, в местах соединения лифа с юбкой, а также по низу отдельных деталей. Кроме того, нужно всегда избегать искажения рисунка в местах стачивания вытачек, швов и т.п.
При изготовлении одежды из клетчатых тканей необходим учитывать свойства тканей.
Клетчатые, как и всякие другие ткани, бывают хлопчатобумажные, шелковые (натуральные и искусственные) и шерстяные. В зависимости от вида волокон и структуры тканям пpисущи разные свойства: мягкость или жесткость, различна плотность, растяжимость, осыпаемость и усадка.
Изделия из мягких тканей (эпонж, шотландка, штапельное полотно и др.) хорошо сидят на фигуре как при долевом, так при косом направлении ткани. Если же ткань жесткая (шотландка из вискозного шелка, тафта), она лучше может быть использована в косом направлении, так как выкроенное из жесткой ткани по долевому направлению изделие будет плохо сидеть на фигуре, топорщиться. Это ограничивает возможность применения жесткой ткани.
Из мягких, хорошо драпирующихся тканей можно шить и широкие, свободные изделия и прилегающие по фигуре; из жестких тканей прилегающие по фигуре изделия сделать трудно, но зато эти ткани могут быть использованы для некоторых видов нарядной одежды, так как они хорошо сохраняют; форму широких, пышных юбок, рукавов, воротников, бантов.
Растяжимость зависит от направления нитей ткани. По долевой нити ткань обычно растягивается незначительно, она растягивается по поперечной нити и сильнее всего по косому направлению.
В изделиях из осыпающихся тканей, как например из крепов, эпонжа, плетенки, не следует делать сложных рельефов, подрезов, вытачных петель, ластовиц в цельнокроеном рукаве; необходимо давать дополнительные припуски на швы.
Усадка — свойство ткани уменьшаться в размерах после увлажнения. Усадка ткани должна учитываться всегда, даже независимо от выбора фасона платья. Усадка разных тканей различна. Например, усадка хлопчатобумажного и шелкового эпонжа составляет 10—12% по длине ткани, а хлопчатобумажная шотландка и плетенка практически не дают усадки. Усадка ткани может полностью испортить готовое изделие при стирке: изделие становится короче и уже, линия талии поднимается и т. д. Если в изделии сочетать детали, выкроенные в разных направлениях ткани, то может произойти перекос всего изделия, так как ткань больше усаживается по долевой нити (основе), чем по поперечной (утку).
Перед раскроем любой ткани, а особенно с рисунком в клетку, ее необходимо смочить, продержать в увлажненном состоянии в течение 1—3 ч., слегка высушить, проутюжить не растягивая и только после этого приступить к раскрою. Такая наработка — декатировка — в значительной мере предохраняет ткань от усадки при шитье и особенно во время носки изделия.