Дом и одежда. Из истории костюма.
В одном детском рассказе спрашивает спешащая домой птица у другой: «Что такое дом?» — «Это невозможно объяснить, это можно лишь чувствовать», — отвечает вторая. Трудно определить, откуда начинается дом, но изначально его связывали с домашним очагом.
Очаг давал тепло и пищу, вокруг него объединялась семья. Очаг окружали стенами, прикрывали крышей, так появилась кухня, долгое время бывшая единственным обиталищем человека, где производили все необходимые работы и спали. Кухня была темной и закоптелой, в ней всякая одежда быстро пачкалась, поэтому ее стали прикрывать передником. Передник и есть древнейший вид рабочей одежды как у женщин, так и у мужчин. На дошедших до нас картинах средневековья кузнецы и мастера по обработке дерева, кожи и металла изображены всегда в длинных передниках, являвшихся до отмены цеховой системы своего рода профессиональным признаком мастеровых.
О средневековых кухнях сохранилось множество описаний. Дворцовая кухня располагалась обычно в просторном помещении, очаг находился в углублении в полу. Сверху он был прикрыт металлической плитой с вертелами, поворачиваемыми при помощи рычагов (2). Главный повар, король кухни, был всегда хорошо одет. Через его правое плечо свисало полотенце, в руках он держал большую деревянную ложку, которой пробовал на вкус супы и подливы. Кроме своих прямых обязанностей на кухне повар зачастую выполнял роль балетмейстера и музыкального директора, развлекавшего гостей между подачей кушаний. Повара были в передниках и колпаках, последние носили не столь из гигиенических соображений, сколь по традиции всегда и везде носить головной убор (1). Судя по сохранившимся с XVI века картинам, к тому времени над очагами появились уже дымоходы. Через прямой, широкий дымоход можно было смотреть из какой-либо близлежащей башни прямо в кухню. Так, самая мощная орудийная башня Таллина «К и к-и н-д е-К ё к» в переводе с нижненемецкого значит: «смотри в кухню».
В средневековье поварами и поварятами были только мужчины. Если на некоторых картинах того временивстречается женщина, то только в качестве подсобной работницы (3). Но в домах простолюдинов кухарничали все же женщины, не имевшие никакого специального образования, знания по кулинарии которых ограничивались тем, чему учила их мать.
Судя по более поздним картинам, в XVII веке роль женщины в кухне стала возрастать. На нидерландской живописи, изображающей приготовления к свадьбе или иным торжествам, приготовлением всевозможных кушаний заняты преимущественно женщины (4, 5). Однако при дворах, а также в крупных гостиницах и столовых поварами были по-прежнему мужчины. Изменения произошли и в кухонной одежде. Фартук вначале уступил место широкому жакету, затем практичному халату. Высокий белый поварской колпак — явление уже нового времени, так же, как накрахмаленные, украшенные кружевами и воланами фартуки горничных.
Другим важным жилым помещением была спальня. В Древней Греции и на Востоке у мужчин и женщин были отдельные спальни. В Европе спальня стала выполнять также функции приемной и гостиной. В средневековье она была единственным, кроме кухни, отапливаемым помещением в доме, уже его тогдашнее название caminatae указывает на это.
В раннее средневековье не знали постельного белья и одеял, спали под верхним платьем. Еще в IX веке франкский король и римский император Карл Великий жаловался на то, что под модной короткой верхней одеждой невозможно стало спать. На живописи XV века уже изображены аккуратные матрасы, подушки и одеяла.
В XVI веке появились красочные кафельные плиты, делавшие комнату более уютной. Самым декоративным предметом спальни была большая кровать с балдахином, защищавшим спящего от сырости, сквозняка и букашек, падавших с потолка. Спальня была столь представительной, что в ней позволяли даже портретировать себя, пример тому знаменитая картина Ян ван Эйка «Портрет Арнольфини с женой» (6).