Манжеты
Неизвестный мастер. Дамский концерт (Фрагмент). Эрмитаж, Ленинград.
«Иметь манжеты» — когда-то это выражение означало «бояться». Произошло оно в XVIII веке в студенческой среде, когда владелец больших красивых манжет не мог отличиться в драке, опасаясь испортить свои прекрасные манжеты. В конце XVII века понятие манжеты распространилось из Франции по всей Европе; в то время оно обозначало модную кружевную оборку на рукавах, появилось же оно впервые в XVI столетии. Во французском языке слово manchette означает «рукавчик», т. е. уменьшительное от слова manche— рукав, которое восходит к латинскому слову manus - рука. В 1801 году о манжетах дам и господ пишется так: «Манжета - это узкая присборенная полоска из тонкой материи (муслина, тюля, полотна, батиста, флёра и т. д.), которая нашивается спереди на края рукава мужской рубашки, но иногда украшает и женскую одежду. Манжеты бывают простые и двойные, из которых верхние уже, чем нижние...
Оборка на мужской манжете, окаймляющая продольно разрез рукава на рубашке, называется по Французски fourchette. Pleureuse и frisette - это особый вид манжет, которые носятся во время траура при дворе...»
В дамской моде, в которой украшение рукавов, а тем самым и манжет играет попрежнему важную роль, в первой половине XVIII века впервые появляются «пагодовые» рукава; они были довольно узкие, доходили только до локтя, а там стягивались.
Переднюю часть предплечья таким образом покрывала кружевная манжета, иногда состоящая из нескольких рядов. При грациозном движении руки под кружевом приоткрывалось предплечье, и к этому туалету при соединилась другая деталь-длинные перчатки (в моде всегда одно новшество обуславливает другое). Как и на пагодовых рукавах, которые снова войдут в моду в эпоху кринолинов, проволочная ткань рукавов исчезает «в облаке тюля, батиста и кружев». Снова входит в моду кружевная манжета, в последний раз в блузках романтического стиля. Манжеты, в особенности элегантные кружевные, ниспадающие на руку, были декоративной деталью преимущественно мужской одежды. «Кружева на манжете никогда не были настолько длинны, чтобы через них не проглядывала передняя часть запястья».
Необходимо еще раз подчеркнуть тесную связь манжет с самого начала с воротником, которая сохраняется до нашего времени. Изменения в воротнике ведут к изменениям в манжетах: то они похожи на воротник «мельничный жернов», то на кружевной воротник. Например, в испанской моде манжеты и воротник делаются из дорогих кружев. Если во второй половине XVIII века носятся манжеты складчатые и более узкие, то это опять связано с жабо.
В эпоху бидермейер находим первое сходство с современной манжетой - с этого времени она уже не исчезала из мужской моды. В конце XIX века из соображений экономии была сделана попытка сохранить наиболее изнашиваемые места рубашки тем, что стали использоваться сменные, очень тугие валики, которые в качестве самостоятельной детали засовывались через запястье в рукава пиджаков. Эти валики пристегивались манжетными пуговицами и соединялись с манишкой. Из-за своего смешного вида эти, разумеется, полезные с точки зрения экономии валики были вскоре забыты. Перед первой мировой войной отказались от жесткой формы и вместо нее прижилась двойная манжета. Жесткие манжеты остались в вечерней одежде. Для дневных и спортивных рубашек сейчас существует целый ряд различных вариантов. Существует общее мнение, что манжеты создают элегантный вид и что одежда, где нет манжет, оптически теряет эффектность.
Лука Лейденский, Игра в шахматы. Государственный музей, Берлин.
Различные типы манжет в стиле Ренессанс; рукава на запястье украшены прорезами.
Эль Греко, Рыцарь с рукой на груди. Музей Прадо, Мадрид.
У испанского рыцаря - единственное украшение на одежде - белый кружевной воротник и накрахмаленное белое кружево на манжете.
Софонисба Ангуишола, Три сестры художницы за игрой в шахматы. Национальный музей, Познань.
У молодых дворянок узкие рукава, украшенные только кружевной или вышитой полоской манжеты.
Вацлав Голлар, Англичанка на прогулке по городу. Гравюра.
Вацлав Голлар, Мужчина в церемониальной одежде. Гравюра.
«Костюм паризьен» (Costumes parisiens), 1814 г.
Платье, украшенное кружевом.
Вацлав Голлар, Парижская горожанка. Гравюра.
Парижская городская женщина одета в одноцветный жилет, который украшают манжеты из белой материи и широкий воротник у декольте, покрывающий плечи.
Платье времен Людовика XVI. Придворная дама королевы Марии Антуанетты Луиза де Савой-Каринян, принцесса де Ламбаль. Гравюра на меди по картине в Версальской галерее.
http://fashion.artyx.ru "История моды"